ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1 сентября 2014 года на базе ГУО «Ясли-сад№2 г. Шклова» начал свою работу пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП).
Уважаемые родители, если Ваш ребенок нуждается в специальной помощи, не теряйте времени даром, не ждите, что «это само пройдёт». На ПКПП нашего дошкольного учреждения оказывается помощь детям, имеющим различные особенности психофизического развития.
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.
Задачами пункта являются:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Учитель-дефектолог пункта:
- осуществляет изучение индивидуально-типологических особенностей развития каждого обучающегося, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи;
- распределяет обучающихся с особенностями психофизического развития по группам, подгруппам, определяет необходимость проведения индивидуальных занятий с отдельными обучающимися;
- разрабатывает перспективные планы работы (на группу, подгруппу или индивидуальные) по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у обучающихся;
- проводит занятия (групповые, подгрупповые или индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приемы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), коммуникативной деятельности;
- формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков;
- создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья обучающихся;
- несет ответственность за правильную организацию и содержание коррекционно-педагогической помощи обучающимся;
- участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыт пункт, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов;
- проводит работу по пополнению пункта раздаточными материалами;
- осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
- консультирует педагогов учреждения образования, структурным подразделением которого является пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятия в пункт, детей, не зачисленных на занятия в пункт, но нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи и поддержке;
- соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате изучения индивидуально-типологических особенностей развития обучающихся, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку или его семье;
- выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия);
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Логопедический словарь для родителей
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Для прохождения ПМПК необходимы следующие документы:
- выписка из истории болезни ребенка (предоставляет участковый педиатр по месту жительства);
- медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета (предоставляет врач-психиатр);
- психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
- несколько детских рисунков карандашами.
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.
С заключением ЦКРОиР необходимо прийти к учителю-дефектологу ПКПП для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.
Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором ЦКРОиР, и (или) заключения ЦКРОиР.
Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи
Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Коррекционную помощь детям дошкольного возраста в условиях ПКПП оказывает учитель-дефектолог второй квалификационной категории Санец Марина Николаевна.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.
Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
- вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20-25 минут;
- старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25-30 минут.
Продолжительность подгупповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
- вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
- старшая группа (от 5 до 6 лет) – 20-25 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников с ОПФР составляет:
- вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 10-15 минут;
- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
- старшая группа (от 5 до 6 лет) – 15-25 минут.
Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР.
За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу ПКПП ГУО «Ясли-сад №2 г.Шклова».
Специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи:
особенности образовательного процесса.
В нашем учреждении образования функционирует группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – группа №2
В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования
«ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» (Авторы-составители: Кислякова Ю.Н, Мороз Л.Н.)
В специальную группу для детей с ТНР принимаются воспитанники
на основании:
- заявления законного представителя воспитанника;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет для детей с ТНР в возрасте от 3 до 8 лет – 12 воспитанников.
Основными задачами деятельности группы являются:
Ø освоение содержания образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи лицами с ОПФР в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
Ø исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
Ø обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказание им психологической помощи;
Ø создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.
При организации образовательного процесса в группе создаются специальные условия:
Ø организация педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации;
Ø обучение по учебным планам специального образования, учебным программам по образовательным областям, программам коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с использованием соответствующих учебных изданий, методик преподавания образовательных областей;
Ø создание адаптивной образовательной среды.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.
Тематическое планирование лексического материала составляется с учетом требований общеобразовательной программы дошкольного учреждения и специальной программы для дошкольного учреждения. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий учителем-дефектологом, воспитателями дошкольного образования, родителями (законными представителями) и специалистами работающими с группой для детей с ТНР. Между всеми специалистами, работающими с детьми с ТНР ведутся тетради преемственности в работе.
В соответствии с учебным планом из образовательной области 2 раза в неделю проводятся занятия по развитию речи и 1 раз в неделю в старшей группе обучение грамоте. Для проведения занятия по развитию речи группа делится на две подгруппы: первая подгруппа занимается с учителем-дефектологом, вторая подгруппа — с воспитателем, после чего подгруппы меняются местами.
На занятиях по развитию речи дети учатся отвечать на конкретные и общие вопросы, упражняются в кратких и развернутых ответах. Учатся составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по образцу, связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины, учатся пересказывать.
В старшей группе проводятся занятия по обучению грамоте. Основными задачами подготовки к обучению грамоте детей с ТНР являются: развитие фонематического слуха и восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове.
Коррекционные занятия проводятся учителем-дефектологом как индивидуально, так и подгруппами. Коррекционные занятия по образовательной области «формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи» включают в себя: понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи. Занятия по образовательной области «формированию произносительной стороны речи» основаны на: развитии фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков, закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Основной задачей индивидуальной работы является, коррекция различных нарушений произношения. На индивидуальных занятиях проводится работа по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; постановке отсутствующих звуков, их различению на слух, автоматизации и дифференциации звуков. Проводится работа по развитию речевого дыхания, мелкой моторики. Кроме того ведется работа по формированию познавательных процессов.
Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель дошкольного образования учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.).
Учитель-дефектолог: Т.В.Гребенькова