ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1 сентября 2014 года на базе ГУО «Ясли-сад№2 г. Шклова» начал свою работу пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок нуждается в специальной помощи, не теряйте времени даром, не ждите, что «это само пройдёт». На ПКПП нашего дошкольного учреждения оказывается помощь детям, имеющим различные особенности психофизического развития.

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Учитель-дефектолог пункта:

  • осуществляет изучение индивидуально-типологических особенностей развития каждого обучающегося, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи;
  • распределяет обучающихся с особенностями психофизического развития по группам, подгруппам, определяет необходимость проведения индивидуальных занятий с отдельными обучающимися;
  • разрабатывает перспективные планы работы (на группу, подгруппу или индивидуальные) по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у обучающихся;
  • проводит занятия (групповые, подгрупповые или индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приемы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), коммуникативной деятельности;
  • формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков;
  • создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья обучающихся;
  • несет ответственность за правильную организацию и содержание коррекционно-педагогической помощи обучающимся;
  • участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыт пункт, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов;
  • проводит работу по пополнению пункта раздаточными материалами;
  • осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
  • консультирует педагогов учреждения образования, структурным подразделением которого является пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятия в пункт, детей, не зачисленных на занятия в пункт, но нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи и поддержке;
  • соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате изучения индивидуально-типологических особенностей развития обучающихся, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку или его семье;
  • выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия);
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Для прохождения  ПМПК необходимы следующие документы:

  • выписка из истории болезни ребенка (предоставляет участковый педиатр по месту жительства);
  • медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета (предоставляет врач-психиатр);
  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
  • несколько детских рисунков карандашами.

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

С заключением ЦКРОиР необходимо прийти к учителю-дефектологу ПКПП для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором ЦКРОиР, и (или) заключения ЦКРОиР.

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Коррекционную помощь детям дошкольного возраста в условиях ПКПП оказывает учитель-дефектолог второй квалификационной категории Санец Марина Николаевна.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

Продолжительность групповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20-25 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25-30 минут.

Продолжительность подгупповых занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 20-25 минут.

Продолжительность индивидуальных занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

  • вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 10-15 минут;
  • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут;
  • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 15-25 минут.

Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР.

За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу ПКПП ГУО «Ясли-сад №2 г.Шклова».

Специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи:

особенности образовательного процесса.

 В нашем учреждении образования функционирует группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) –  группа №2

В специальной  группе  реализуется образовательная программа специального образования

«ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» (Авторы-составители: Кислякова Ю.Н, Мороз Л.Н.)

В специальную группу  для детей с ТНР принимаются воспитанники

 на основании:

  • заявления законного представителя воспитанника;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет  для детей с ТНР  в возрасте  от 3 до 8 лет – 12 воспитанников.

Основными задачами деятельности группы являются:
Ø освоение содержания образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи лицами с ОПФР в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
Ø исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
Ø обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказание им психологической помощи;
Ø создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.

При организации образовательного процесса в группе создаются специальные условия:

Ø организация педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации;
Ø обучение по учебным планам специального образования, учебным программам по образовательным областям, программам коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с использованием соответствующих учебных изданий, методик преподавания образовательных областей;
Ø создание адаптивной образовательной среды.

Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и  учебных программ.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.

Тематическое планирование лексического материала составляется с учетом требований общеобразовательной программы дошкольного учреждения и специальной программы для дошкольного учреждения. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий учителем-дефектологом, воспитателями дошкольного образования, родителями (законными представителями) и специалистами  работающими с группой для детей с ТНР. Между всеми специалистами, работающими с детьми с ТНР ведутся тетради преемственности в работе.

В соответствии с учебным планом из образовательной области 2 раза в неделю проводятся занятия по развитию речи и 1 раз в неделю в старшей группе обучение грамоте. Для проведения занятия по развитию речи группа делится на две подгруппы: первая подгруппа занимается с учителем-дефектологом, вторая подгруппа — с воспитателем, после чего подгруппы меняются местами.  

         На занятиях по развитию речи  дети учатся отвечать на конкретные и общие вопросы, упражняются в кратких и развернутых ответах. Учатся составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по образцу,  связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины, учатся пересказывать.    

В старшей группе проводятся занятия по обучению грамоте. Основными задачами подготовки к обучению грамоте детей с ТНР являются: развитие фонематического слуха и восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове.

Коррекционные занятия проводятся учителем-дефектологом как индивидуально, так и подгруппами.  Коррекционные занятия по образовательной области «формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи» включают в себя: понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи. Занятия по образовательной области «формированию произносительной стороны речи» основаны на: развитии фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков, закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Основной задачей индивидуальной работы является, коррекция различных нарушений произношения. На индивидуальных занятиях про­водится работа по активизации и выработке дифференциро­ванных движений органов артикуляционного аппарата; подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; постановке отсутствующих звуков, их различению на слух, автоматизации и дифференциации звуков. Проводится работа по развитию речевого дыхания, мелкой моторики. Кроме того ведется работа по формированию познавательных процессов. 

Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

-   коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

-    актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель дошкольного образования учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.).  

Учитель-дефектолог: Т.В.Гребенькова

Картотека пальчиковых игр по патриотическому воспитанию
Картотека пальчиковых игр по патриотическому воспитанию
Учитель дефектолог рекомендует
Учитель дефектолог рекомендует
Консультация "Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"
Консультация "Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"
Консультация "Речевой и неречевой слух"
Консультация "Речевой и неречевой слух"
ТОП 5 ошибок родителей, чьи дети занимаются с учителем-дефектологом
ТОП 5 ошибок родителей, чьи дети занимаются с учителем-дефектологом
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей  дошкольного возраста
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста
Консультация Почему ребенок говорит неправильно
Консультация Почему ребенок говорит неправильно
Советы родителям "Занимаемся дыхательной гимнастикой"
Советы родителям "Занимаемся дыхательной гимнастикой"
Консультация "Артикуляционная гимнастика"
Консультация "Артикуляционная гимнастика"
Консультация «Мелкая моторика и речь — есть ли связь?»
Консультация «Мелкая моторика и речь — есть ли связь?»
Домашняя игротека
Домашняя игротека
Словарь основных логопедических терминов для родителей
Словарь основных логопедических терминов для родителей
Консультация для родителей : «РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ»
Консультация для родителей : «РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ»
Взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования в работе по развитию речи детей дошкольного возраста с ТНР.
Взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования в работе по развитию речи детей дошкольного возраста с ТНР.
Взаимодействия учителя-дефектолога и музыкального руководителя в работе по развитию речи детей дошкольного возраста с ТНР.
Взаимодействия учителя-дефектолога и музыкального руководителя в работе по развитию речи детей дошкольного возраста с ТНР.
Взаимодействие учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания в процессе коррекционно-развивающей деятельности в специальной группе для детей с ТНР
Взаимодействие учителя-дефектолога и руководителя физического воспитания в процессе коррекционно-развивающей деятельности в специальной группе для детей с ТНР
Уровень развития речи детей в 2 года
Уровень развития речи детей в 2 года
Уровень развития речи детей в 3 года
Уровень развития речи детей в 3 года
Уровень развития речи детей в 4 года
Уровень развития речи детей в 4 года
Уровень развития речи детей в 5 лет
Уровень развития речи детей в 5 лет
Уровень развития речи детей в 6 лет
Уровень развития речи детей в 6 лет