Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
• способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
• освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
• исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
• обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
• создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
• формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
• формирование позитивно ориентированной личности;
• профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, создавших специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания, необходимо наличие следующей документации:
• приказ руководителя учреждения образования о создании специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;
• заявления законных представителей обучающихся о зачислении в специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса по образовательным программам специального образования. Целесообразно написание заявлений законными представителями всех обучающихся группы интегрированного обучения и воспитания, класса интегрированного обучения и воспитания. При смене учащимися с ОПФР коллектива класса интегрированного обучения и воспитания рекомендуется наличие заявлений законных представителей всех учащихся нового класса, в состав которого будет зачислен ребенок;
• заключение государственного ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;
• копия свидетельства о рождении ребенка;
• медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;
• учебный план специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;
расписания учебных занятий по учебным предметам (образовательным областям)и коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по учебным предметам (образовательным областям) и коррекционных занятий, день и время проведения;
• классный журнал(в учреждениях общего среднего образования);
• журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (в учреждениях дошкольного образования);
• диагностические карты психолого-педагогического сопровождения. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения ребенка;
• тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя (в учреждении дошкольного образования);
• индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения (при необходимости).

Преемственность в работе учителя-дефектолога и других специалистов. 

Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания детей имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии  с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования.

Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого -педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития. 

Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателей, которые совместно решают ряд основных задач:

·          охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

·          обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;

·          воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;

·          подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению на следующей ступени образования.

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения - задача, которую решают учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели. Учитель-дефектолог (учитель-логопед) определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит следующие виды занятий: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи, занятия по формированию произносительной стороны речи, занятия по обучению грамоте (в старшей группе). В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Для каждого занятия планируются разноуровневые задания и упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматических средств языка и связной речи. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (учителя-логопеда) представлено в программных разделах: «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи», «Формирование произносительной стороны речи», «Обучение грамоте» (4 год обучения).

Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

·          коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

·          актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования речевых умений, либо может проводиться после логопедических занятий с целью закрепления полученных знаний.

Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога (учитель-логопеда) и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач.

При планировании занятий учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять отработанные на занятиях речевые умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.